Логин: Пароль: ?
 
Продукты питания Ткань, одежда, обувь, постельное белье, текстиль Строительные материалы Бумага, пластик, промтовары Биотопливо Продукция для сельского хозяйства, зоотовары Косметика, средства гигиены Медицинские товары и препараты, лекарства Иное

 

 

 

 

 

 

 

Новости/Аналитика

Мирный союз с непримиримым врагом?

21.05.2010
Уникальный завод комплексной переработки конопли заставит наркосодержащее растение служить на благо человека

Проект алматинской компании XELORIA по экспортоориентированному производству экстракта тетрагидроканнабинола (ТГК) из конопли будет реализован в два этапа. Первый – фармацевтическая переработка для выпуска лекарственных препаратов на основе субстанции тетрагидроканнабинола. Второй – получение волокна и жмыха для строительной, текстильной, сельскохозяйственной и других отраслей экономики. Проект революционен во всех отношениях. Вновь предпринята реальная попытка заставить печально знаменитую своими наркотическими свойствами шускую марихуану приносить людям пользу.

Знал бы генерал-губернатор Колпаковский, что климатические условия песков Мойынкумов, куда он в ХIХ веке завез индийскую коноплю для борьбы с опустыниванием земель, станут для нее раем и она захватит громадную площадь. Но используемая повсеместно лишь в качестве наркотического зелья, она станет в нашем сознании исчадием зла. А со злом мы бороться умели. травили гербицидами, нанося чудовищный вред природе, а она, словно в насмешку над человеческой глупостью и недальновидностью, знай себе плодилась, оккупируя все новые и новые территории.

Но вот в начале 90-х годов прош­лого века блеснул луч надежды. Организованная в Жамбыле акционерная компания открытого типа «Азия» с 20-миллионным уставным фондом и более чем 200-процентной запланированной рентабельностью, получив «добро» от Правительства Казахстана, должна была начать заготовку и переработку дикорастущей конопли Шуской долины в товары народного потребления. Однако ни одного практического шага так и не сделала. Почему? Я разговаривал об этом с бывшим исполнительным директором «Азии» Юрием Зайцевым. И вот что он мне рассказал.

Оказывается, перед Великой Отечественной войной и после нее в совхозе «Георгиевский» на лубяном заводике уже использовали коноплю для изготовления веревок. Говорят, прочнее их в то время не было. С появлением наркомании производство свернули, всенародно заклеймив коноплю врагом общества.

В 1992-м Правительство Казахстана приняло уникальное постановление, разрешающее промышленную переработку шуской конопли в товары народного потребления. Но конопля не пшеница, она растет небольшими островками – кулигами. На таком поле использовать комбайны, например, невыгодно. Да и людей понадобится в сотни раз больше. Требовалось окультурить конопляное поле. Программу разработали грандиозную, рассчитанную на десятки лет.

– Проект был прост, – рассказывает Юрий Дмитриевич. – На тысяче гектарах в течение трех лет мы регулярно скашиваем коноплю, препятствуя образованию семян. Убив «дикарку», засеваем освободившуюся площадь культурной коноплей (она уже давно выведена в мире), в которой практически нет наркотиков, и продолжаем наступление, начав параллельно переработку...

Весточка о революции в Шу­ской долине добралась и до американцев. Прилетели немедленно и с ходу предложили фантастически выгодные для нас условия сотрудничества. Но, как люди деловые и осторожные, попросили вначале сделать хотя бы один практический шажок. Так и сказали: «Получите один килограмм конопляного масла, один метр веревки... и мы немедленно даем вам деньги...»

Нет проблем! Но как только комбайн намолотил первый бункер семян, его немедленно арестовала местная милиция. Та самая милиция, которая и должна была всячески помогать осуществлению проекта. «Вместе с семенами в бункер попали листья, а они содержат наркотики», – простодушно объяснили Зайцеву. Напрасно обивал он пороги РОВД и районного отделения КГБ: стражи порядка были непреклонны. Вернули семена, лишь когда они сопрели в раскаленном солнцем металлическом бункере комбайна.

Тогда попробовали изготовить хотя бы веревки. Но едва накосили немного стеблей, как история повторилась...

Уехали огорченные американцы. А тут банк, где хранились и без того небольшие деньги «Азии», разорился. Время было такое, и до «Азии» уже никому не было дела...

Но про Шускую долину не забыли. 11 января 2003 года Правительство принимает специальное постановление о промышленной переработке дикорастущей конопли. И вскоре альянс алматинской компании FESA International и берлинской Treuhanf AG, ведущей фирмы в области коноплеводства стран ЕС, – совместное предприятие FESA Textile берется за дело. Вовремя! К этому моменту, по данным управления верховного комиссара ООН, конопля уже прописалась в Мойынкумах на 138 000 га и ежегодно могла давать до 145 тыс. тонн марихуаны и 6000 тонн гашиша.

...Хорошо помню торжественную закладку фундамента этого уникального комбината в километре от города Шу 30 апреля 2004 года. В тот день на месте будущего предприятия участники презентации схоронили металлическую капсулу с обращением к будущим поколениям. На казахском, русском и немецком языках.

Комплекс, строительство которого планировалось завершить всего за год и восемь месяцев, должен был расположиться на 16,5 кв. км. Германские оборудование и технология позволяли ему ежегодно перерабатывать 45 000 тонн конопли-соломы. 300 работников, каждый третий из которых инженер, механик, компьютерщик, электрик высшей квалификации, должны были обслуживать завод, пройдя трехмесячную стажировку в Германии. В ассортименте комбината, кроме армирующего технического волокна, на которое уже переходили в то время все автомобильные и авиационные концерны Европы, до этого использовавшие стекловолокно, были и термические изоляционные материалы, древесно-волокнистые плиты, не требующие добавления дефицитной хвойной древесины, панели и профили для строительства и мебельной промышленности, конопляное пищевое и косметическое масло, жмых для корма животных, медицинское сырье...

– Конопля – отличная альтернатива дорожающему хлопку,– сказал тогда в интервью журналистам Маттиас Шило, руководитель предприятия с германской стороны.– Поэтому главное внимание мы уделим производству бумаги и ткани. И поверьте, одежда из конопляного волокна будет такой же мягкой, как и из хлопка.

Мы поверили ему и проверили, благо господин Шило устроил на презентации выставку конопляных изделий, привезенных им из Берлина. Тут были и легкие симпатичные шорты, кепки, разнообразная парфюмерия – шампуни, гели, кремы, а еще чай, леденцы, мармелад... Пиво из конопли, представьте, ничуть не уступало по вкусу всеми любимой «Балтике», конопляный шоколад – самому лучшему молочному шоколаду. А печенье из конопляной муки мало чем отличалось от овсяного...

По мере уменьшения дикого поля должны были разрастаться поливные плантации промышленной, окультуренной конопли. В течение нескольких лет они заняли бы 20 000 га. Планировалось создать невиданную агропромышленную отрасль – коноплевод­ство. Венцом этих усилий стала бы агрофирма с полным циклом переработки продукции растение­водства и животноводства. Это позволяло довести количество рабочих мест до 4 000 и значительно уменьшить ряды безработных в Шуском районе. Проект стоимостью в 7,5 млрд. тенге окупился бы уже через восемь лет или даже раньше. Но, увы, он умер сразу после презентации...

И вот четвертая по счету попытка.

ТОО «XELORIA» уже завершило подготовку к реализации первого этапа. Определена технология производства. Есть договоренность о совместной деятельности с крупными фармацевтическими концернами, занимающимися исследованиями медицинских свойств конопли и производством лекар­ственных препаратов. Но и этот проект под угрозой. Дело в том, что тетрагидроканнабинол находится в таблице списка 1 наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, подлежащих контролю в Казахстане, утвержденного законом, что запрещает его использование в медицинских целях. А это препятствует фармацевтической переработке конопли и производству лекарст­венных препаратов на ее основе. Как решить проблему? Для этого достаточно исключить коноплю и ТГК из списка 1 и внести их в список 2 (с возможностью использования в медицинских целях, но под строгим контролем). Однако департамент организации медпомощи Минздрава считает, что изменения эти вносить в закон нецелесообразно. Аргументы отказа весьма красноречивы: препараты «настой конопли», «настойка конопли» не применяются при оказании гарантированного объема медпомощи; не предусмотрены стандартами лечения, рекомендуемыми ВОЗ; отсутствуют данные по их клинической эффективности; каннабис входит в перечень средств, включенных в список 1. Но неубедительны, считает XELORIA, потому что чиновники министерства не вникли в суть проблемы и не изучили досконально международный опыт медицинского применения конопли.

– Доводы Минздрава не имеют никакого отношения к переводу конопли и ТГК из списка 1 в список 2, так как они не являются критерием возможности медицинского использования препаратов конопли, – объясняет директор по развитию бизнеса ТОО «XELORIA» Улан Абишев. – Кокаина гидрохлорид и опий, находящиеся в списке 2 закона, также не отвечают первым двум критериям, что не мешает их медицинскому использованию в Казахстане. Что касается данных по клинической эффективности препаратов конопли, то с весны 2005 года в Канаде разрешено использование препарата Sativex, в состав которого входят ТГК и каннабидиол. А в ноябре этот же препарат для 85 тыс. больных рассеянным склерозом разрешила импортировать Великобритания. Исследования, проведенные в марте 2007-го учеными британской национальной службы здравоохранения, показали, что почти у каждого второго из 189 обследованных больных улучшились объективные показатели. Специалисты Боннского университета выяснили, что ТГК обладает хорошими противоаллергическими свойствами, что позволяет использовать его при лечении иммунологических патологий. А медикам Гарвардского университета с помощью ТГК удалось добиться уменьшения раковых опухолей у подопытных мышей почти в два раза...

И так далее по всем пунктам отказа Минздрава. Что ж, контраргументы XELORIA тоже весьма убедительны.

– Но и правоохранительные органы наверняка тоже будут обеспокоены, ведь перевод конопли и ТГК из списка 1 в список 2 может усилить незаконный оборот наркотиков и психотропных веществ из конопли и ее производных?

– Ни в коем случае! Перевод в список 2 разрешит только медицинское использование конопли и ТГК. И под строгим контролем...

Конечно, я им тут не судья. Это дело авторитетнейших спецов. Но как же будет обидно нашим потомкам, когда однажды через много-много лет они извлекут из стального футляра, закопанного возле города Шу, пожелтевшие от времени листочки и с горечью узнают, что 30 апреля 2004 года, несмотря ни на что, человек все-таки заключил мирный союз со своим непримиримым врагом – коноплей. Но так и не выполнил своих обязательств перед нею...

Источник: 
Источник фото: 
Author: 
Вячеслав Лебедев
Потенциал национального рынка каннабиноидных косметических препаратов
17.01.2024

В Украине потребитель готов для выведения на рынок линейки национальной профессиональной CBD косметической продукции

Объявления
Все объявления »
 
 

facebook

telegram

twitter