|
|||||||||||||||||||||||
|
Новости/АналитикаЗачем МОЗ уничтожает современное коноплеводство Украины27.01.2023
![]() Стоит поднимать вопрос о передаче под контроль всех сфер деятельности, связанных с культивированием, переработкой, а также реализацией технической конопли либо ее производных из МОЗ в ведение другого органа центральной власти, который не будет стремиться уничтожить “курицу, несущую золотые яйца”. Редакция профильного электронного издания национальных коноплеводов понимая к чему может привести инициированный МОЗ Украины проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» в части касаемой увеличения предельно допустимого количества ТГК, предоставляет свою площадку для размещения обращения профильной ассоциации национальных коноплеводов к заинтересованным в решении данного вопроса государственным структурам. Приведенный ниже документ переведен на русский язык и размещен для ознакомления без каких-либо изменений или купюр. Относительно проекта постановления КМУ «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» в части касаемой увеличения предельно допустимого количества ТГК Два из четырех подписных листов, в которых коноплеводы Украины поддерживают позицию Ассоциации "украинская техническая конопля" Отрасль современного коноплеводства Украины на протяжении последнего десятилетия, несмотря на недоразвитость действующей нормативно-правовой базы и ряд архаических административных преград, интенсивно развивается. В течение указанного периода времени в стране создана конкурентная среда, что явилось предпосылкой развития чрезвычайно высокорентабельных сегментов современного конопляного рынка: селекции/семеноводства, культивирования, переработки, реализации и т.п. Например, продукция только одного из отечественных производителей - Института лубяных культур НААН Украины, который специализируется на культивировании именно технической конопли, является наиболее конкурентоспособной в мире и экспортируется в такие страны как: Канада, США, Германия, Литва, Франция, Италия, Латвия, Польша, Казахстан, Австралия, Китай и ЮАР. Обращаем внимание на то, что единственным действенным предохранительным клапаном, который в настоящее время не позволяет иностранным компаниям доминировать на национальном конопляном рынке, является определенное постановлением Кабинета Министров Украины от 06 мая 2000 года № 770 максимально допустимое значение количества тетрагидроканнабинола (далее - ТГК) в высушенной соломе растения, которое не превышает 0,08%. Законодательство Украины не ограничивает любое использование конопли (с содержанием ТГК до 0,08 %) и их семян в промышленных целях, а в соответствии с разъяснением Института сельского хозяйства северо-востока Национальной Академии Аграрных наук Украины (от 19 сентября 2019 года № 2 /355) содержание ТГК и других алколоидов в растениях рода конопли не влияет на урожайность конопляных растений. Однако Министерством здравоохранения Украины подготовлен проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». Целью этого проекта, как отмечается в пояснительной записке, является имплементация лучшего международного опыта в сфере регулирования обращения конопли и создания условий для расширения доступа сельскохозяйственных предприятий к сортам конопли иностранной селекции, развитию ряда отраслей науки и образования. Проектом постановления предусматривается внесение изменений в абзац второй примечания к списку № 3 таблицы І перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06 мая 2000 года № 770, определив, что к растениям рода конопля для промышленных целей отнесены сорта, содержание ТГК, в которых не превышает 0,3 %, что почти в четыре раза больше предельно допустимого в настоящее время. Обращаем внимание на то, что попытка увеличить предельно допустимый предел количества ТГК в технической конопле до 0,3% не только вызывает чрезвычайную обеспокоенность у всех представителей отрасли современного промышленного коноплеводства Украины, но и неизбежно приведет к катастрофическим последствиям как для национального товаропроизводителя, так и для украинского потребителя, кардинально уменьшив поступления в бюджеты разных уровней и существенного ухудшения социального положения в ряде депрессивных сельскохозяйственных регионов нашей страны. Акцентируем внимание на том, что указанным проектом постановления не предусмотрено никаких мер (охрана, апробация и т.п.), направленных на недопущение утечки наркосодержащего растения в незаконное обращение, что может привести к увеличению попадания психоактивного вещества на наркорынок. Введение таких мер непременно приведет к дополнительным затратам отечественных товаропроизводителей, что скажется на себестоимости продукции, а также потребует дополнительных финансовых затрат на обеспечение противодействия незаконному обороту наркосодержащей конопли. Следует также обратить внимание на существование других проблем, отрицательно сказывающихся на развитии отечественного коноплеводства. Речь идет о недоразвитии ряда смежных отраслей, которые должны обеспечивать конкурентными услугами как сельскохозяйственных производителей, так и предприятия, специализирующиеся на первичной/глубокой переработке. Это приводит к тому, что национальный семенной материал и в подавляющем большинстве выращенное украинское конопляное сырье все еще не конкурентоспособно на мировом рынке. В частности, иностранные селекционные компании параллельно с семенным материалом предлагают сельскохозяйственным производителям на чрезвычайно выгодных для украинских реалий «дополнительные услуги» (кредитные ресурсы, отсрочки платежей, сельскохозяйственную технику и т.п.), которые делают неконкурентноспособным национальный семенной материал даже на внутреннем рынке при том, что его стоимость в несколько раз превышает аналогичный по качеству и характеристикам украинский продукт. Справочно: начиная с 2014 года в координации с Ассоциацией «Украинская техническая конопля» члены профильной Ассоциации украинских коноплеводов (Институт лубяных культур НААН Украины, ООО «АВЕКОНА», Херсонский национальный технический университет) активно работали на рынке Республики Казахстан (РК) налаживая сотрудничество не только в сфере культивирования промышленных посевов технической конопли (площади составляли более 1 тысячи га), но и первичной и глубокой переработки получаемого сырья. В 2018 году параллельно с уже налаженной украинскими компаниями системой культивирования и первичной переработки волокнистой части растения на рынок РК вышли семенные компании Франции, которыми для культивирования были предложены сорта малонаркотической конопли французской селекции, которые никоим образом не преобладали по своим характеристикам украинский семенной материал при том, что их стоимость в 2-2,5 раза была выше цены национальных производителей. Ввиду того, что в соответствии с предложенными условиями поставки (совместно с французским семенным материалом предлагались кредитные ресурсы под 0,5% годовых, отсрочка платежей за приобретение семенного материала составляла 6-8 месяцев и т.п.), уже в 2019 году конопляные компании РК отказались от сортов конопли украинской селекции. Существующие административные барьеры, которые не дают украинскому селекционному/семенному материалу реализовываться в странах, в которых предельно допустимый уровень ТГК определен в 0,3% В странах ЕС и Северной Америки культивирование малонаркотической конопли возможно только в том случае, если пройден ряд соответствующих процедур и соблюдаются разработанные для этого регламенты. В частности, для регистрации в соответствующем реестре сортов, пригодных для распространения в ЕС, необходимо получить минимум три подтверждения из разных стран, входящих в состав Европейского Союза, что семенной материал не только соответствует определенным критериям, но и необходим для коноплеводства конкретно взятой страны. Существуют искусственные сложности с требованиями к сопроводительной документации, оформлению семенного материала и т.п. Справочно: в Украине единственным барьером, достаточно условно защищающим внутренний рынок, является Государственный реестр сортов растений пригодных для распространения в Украине период регистрации в котором новых сортов составляет около 1,5 лет. Hot Hemp Единственной страной в мире, которая, учитывая требования действующего законодательства, чрезвычайно тщательно отрабатывает такой селекционный признак как стабильность сорта является Украина. На протяжении последних нескольких лет (когда в ЕС еще действовали требования по предельно допустимому уровню ТГК в 0,2%) понимая проблему с нестабильностью европейских сортов технической конопли правительства стран ЕС различными методами нивелировали негативные последствия нестабильности семенного материала. В частности, в Италии на уровне действующего законодательства определено, что к сельскохозяйственным производителям не будут применяться санкции в том случае, если они покупали семенной материал в лицензированных семенных хозяйствах, которые реализовывали зерно с определенным количеством ТГК в 0,2%, а в промышленных посевах, выращенных из вышеупомянутого семенного материала количество ТГК не превышает 0,6%. В Литве анализ посевов на количество ТГК по молчаливому согласию с государственными учреждениями проводится абсолютно формально и во всех пробах для различных сортов растений указывается единственное количество тетрагидроканнабинола, не превышающее предельно допустимые нормы. При выращивании иностранных сортов конопли в других странах ЕС и Северной Америки показатель ТГК, в которых не должен превышать 0,3%, неоднократно фиксировались случаи (ежегодно до 30% общих площадей) значительного превышения предельно допустимого уровня контролируемого вещества, что выявлялось контролирующими инстанциями или правоохранительными органами с последующим обязательным уничтожением указанных посевов. Это обстоятельство является результатом нестабильности иностранных сортов, тогда как только в Украине разработана методика, позволяющая стабилизировать популяции конопли на определенном законодательством уровне. Справочно: отбор образцов технической конопли в Украине для определения в высушенной соломе количества тетрагидроканнабинола осуществляется представителями селекционных/семенных компаний при непосредственном участии в отборе комиссии, в состав которой входят представители уполномоченного на это государственного учреждения. В том случае, если в любом из образцов количество ТГК превышает показатель в 0,08%, в соответствии с требованиями действующего законодательства поле должно быть поставлено под охрану (экономически убыточно) или уничтожено. Существующий в Украине механизм отбора образцов для определения количества ТГК в случае культивирования сортов с предельно допустимым количеством контролируемого вещества в 0,3% не только создает мощный коррупционный рычаг влияния на сельхозпроизводителя, но и фактически приведет к уничтожению 70-80 процентов промышленных посевов технической конопли. Искусственное создание дискриминационных условий по отношению к компаниям, занимающимся семеноводством и селекцией В экономически развитых странах мира сельскохозяйственным предприятиям занимающимся культивированием промышленных посевов технической конопли, а также переработкой полученного из растения сырья ежегодно предоставляются различные дотации. Еще более экономически развитые страны мира вкладывают ресурсы в поддержку научных и исследовательских учреждений, занимающиеся селекцией и выращиванием семенного материала. В частности, Агентство сельскохозяйственных платежей (APIA) только в 2022 году компенсировало сельскохозяйственным производителям в разных странах ЕС, специализирующихся на растениеводстве от € 100 до € 2000 на гектар за культивирование технической конопли. К сожалению, экономическая ситуация в нашей стране приводит к тому, что никакой помощи со стороны государства отрасли промышленного коноплеводства за последние 10 лет не поступало. Повышение предельно допустимого уровня количества ТГК в технической конопле до значения 0,3% фактически ставит национальные селекционные и семенные хозяйства в дискриминационное положение по отношению к аналогичным компаниям, в первую очередь работающим в странах ЕС и Северной Америки. Социальная опасность сортов, предельно допустимый уровень ТГК, в которых не превышает 0,3% Определяющим критерием, который был ключевым для профильного государственного учреждения, которое в 2012 году занималось проблемами коноплеводства и правоохранительных органов Украины, которые согласились с изменениями инициированными Ассоциацией "Украинская техническая конопля" в действующее законодательство направленных на отмену обязательности охраны, была социальная безопасность сортов растений, в высушенной соломе которых количество тетрагидроканнабинола не превышало предельно допустимый показатель в 0,08%. С таким количеством ТГК экономически нецелесообразны любые виды экстракции, которые могли бы создавать условия использования контролируемого психоактивного вещества для нужд наркорынка. В то же время в странах ЕС и Северной Америки существуют мощности по получению в промышленных масштабах безнаркотических каннабиноидов из промышленных посевов малонаркотической конопли, чрезвычайно жестко контролируемых со стороны правоохранительных органов, так как в ходе их работы получается значительное количество ТГК. Справочно: в течение 2012-2022 гг. (с момента введения предельно допустимого уровня ТГК в 0,08%) ни разу не фиксировались факты заинтересованности представителей наркорынка либо лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, к посевам технической конопли, количество тетрагидроканнабинола в высушенной соломе которых не превышает установленный в настоящее время предельно допустимый уровень). В то же время, вышеупомянутое понятие Hot Hemp активно используется представителями наркобизнеса в странах ЕС и Южной Америки для получения наркосырья. Последствия В течение последних десяти лет выращиванием промышленных посевов технической конопли в Украине занимались около 100 сельскохозяйственных предприятий, качественные семена которым поставляет 4 селекционных и до 10 национальных семенных хозяйств, продуцирующих конкурентоспособный и чрезвычайно качественный семенной материал, который в разы дешевле аналогичных иностранных образцов худшего качества, стоимость которых в 2-2,5 раза превышает аналогичные украинские. Учитывая последние тенденции на мировом конопляном рынке в нашей стране только в течение 2020-2021 гг. реализовано четыре проекта по строительству заводов, специализирующихся на переработке волокнистой части растения и получении высококачественного волокна и костры, которые пользуются чрезвычайно широким спросом как на внутреннем рынке, так и обладают мощным экспортным потенциалом. Стремительно развивалось направление пищевого использования продукции коноплеводства, рынок которого представлен около 60 предприятиями, имеющими в перечне товаров изделия из национального конопляного сырья. Кроме того, в Украине структурами частной и государственной формы собственности выведен ряд сортов технических конопли терапевтической направленности, которые по своим показателям в разы превышают лечебные свойства иностранных аналогов или медицинской конопли, а также могут использоваться как обычная промышленная конопля для получения волокна, костры, семян или корня. Изготовление из них лекарственных средств с уникальными лечебными свойствами не только не ведет к увеличению в процессе производства содержания ТГК, как это отмечается у сортов иностранной селекции, но и позволяет эффективно лечить ряд тяжелых, в том числе хронических заболеваний, с которыми не могут справиться фармакологические препараты, изготовленные из иностранных сортов технической или медицинской конопли и тем более синтетическими аналогами природных каннабиноидов. Созданы все предпосылки для "запуска" в Украине чрезвычайно рентабельных отраслей использования национального сырья растительного происхождения для производства нутрицевтиков (продуктов питания, в которых природой заложен значительный лечебный потенциал), косметических препаратов и разнообразных добавок, не только имеющих поразительные оздоровительные и лечебные возможности, но и мощнейший экспортный потенциал. Утрата контроля государством над фундаментальным признаком современного коноплеводства – селекционным/семенным материалом приведет к зависимости всех сегментов отрасли страны от коммерческих интересов иностранных компаний. Справочно: коноплеводы Литвы считают наибольшей проблемой коноплеводства их страны уничтожение в качестве селекционной Упитской опытной станции Литовского НИИЗ. Отсутствие возможности производства собственного селекционного и семенного материала привело к тому, что на протяжении длительного периода времени приобретение семенного материала сельскохозяйственными производителями Литвы происходило по «остаточному принципу». Семенные компании из Франции (в настоящее время имеют доминирующее положение на семенном рынке технической конопли ЕС) реализовывали в Литву семенной материал чрезвычайно низкого качества, что с начального этапа посева ставило в неконкурентоспособное положение коноплеводов этой страны по отношению к их коллегам из Франции (ситуация с определённой периодичностью повторяется в разных странах ЕС). Кроме того, по сговору с предприятиями по первичной/глубокой переработке волокнистой части конопляного растения (имея промышленные мощности по переработке конопляной соломы/тресты французские предприятия по получению конопляного волокна и костры в настоящее время имеют доминирующее положение на рынке ЕС) семенные предприятия Франции под надуманными предлогами не выполняют предварительно заключенные контракты, не предоставляя сельскохозяйственным производителям других стран ЕС семенной материал, что приводит к отсутствию конопляного сырья и банкротств предприятий первичной/глубокой переработки, являющихся конкурентами французских предприятий. Ввиду экономической целесообразности использования конопляного сырья с предельно допустимым содержанием ТГК до 0,3% для получения промышленных объемов тетрагидроканнабинола или его использования наркозависимыми лицами, в чрезвычайно короткий период времени представителями правоохранительных органов Украины будет поднят вопрос о необходимости введения охраны промышленных посевов технической конопли, что фактически приведет к полному краху отрасли национальной коноплеводства. Справочно: аналогичная катастрофическая ситуация уже наблюдалась на национальном конопляном рынке в период 2000-2011 годов, когда площади посевов уменьшились с нескольких тысяч га (количество предприятий, занятых в области промышленного коноплеводства составляло несколько сотен компаний) до 430 га (трех предприятий). Экономические потери государства будут составлять сотни миллионов ежегодных поступлений в бюджет в виде разнообразных налогов и сборов, которые перестанут поступать в первую очередь из национальных селекционных и семенных хозяйств, специализирующихся на выведении новых сортов технической конопли и их реализации, а также предприятий первичной/глубокой переработки, мощности которых создавались именно для работы с конопляным сырьем и получения конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. Отдельно следует отметить, что практически все конопляные предприятия сосредоточены в депрессивных регионах нашей страны и их закрытие приведет к стремительному повышению социального напряжения именно в сельской местности и небольших городах. Учитывая вышесказанное, вынуждены констатировать, что увеличение предельно допустимого уровня количества ТГК до 0,3% в промышленных посевах технической конопли не только приведет к уничтожению единого барьера, который предоставляет возможность национальной конопляной отрасли развиваться, но и создаст условия для уничтожения национальных компаний, которые специализируются на селекции и семеноводстве. Данный факт приведет к потере контроля государством над фундаментальным признаком современного коноплеводства – селекционным/семенным материалом, зависимости всех отраслей современного коноплеводства страны от коммерческих интересов иностранных компаний и потенциальной возможности полного уничтожения отрасли. Учитывая вышесказанное, считаем необходимым остановить работу над внесением изменений в постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» в части увеличения предельно допустимого количества ТГК до 0,3%, инициированных Министерством здравоохранения Украины. Вместе с тем, видим целесообразным приобщать в дальнейшем для рассмотрения подобного рода вопросов специалистов отрасли, а не ставить перед фактом отечественных коноплеводов, что мощности, создававшиеся для развития отдельных сегментов национального конопляного рынка, будут уничтожены путем внесения изменений в действующее законодательство нашей страны. Комментарий специалистов Ассоциации “Украинская техническая конопля” Внесение изменений в проект ПКМУ 770 – 2000 г. необходимо рассматривать в комплексе с другими действиями, которые инициированы МОЗ на протяжении последних нескольких лет. Например, согласованием ведомственного приказа МВД в 2018 году, который противореча нескольким постановлениям КМ Украины вводит искусственные ограничения на требования к объектам и помещениям, предъявляемым сельскохозяйственным производителям на первоначальном этапе оформления документов. Существенное ужесточение абсолютно формального вопроса, связанного с предоставлением квоты на посев для предприятий, специализирующихся на культивировании промышленных посевов технической конопли, вследствие чего только в 2022 году минимум трем лицензиатам (подтверждено документально) было отказано в возможности посева. Инициированием внесений изменений в профильное законодательство, явно лоббируемое представителями фармакологической промышленности в ущерб национальному производителю. Кроме того, необходимо иметь в виду блокирование любых инициатив направленных на регламентирование возможностей по использованию листьев и соцветий технической конопли терапевтической направленности в качестве продуктов питания, косметических препаратов либо различного рода добавок, а также предоставление возможности культивирования физическим лицам безнаркотической конопли (на данный момент существует законный механизм выращивания пациентами технической конопли терапевтической направленности, который применяется выпускниками “Конопляного Университета”, однако его упрощение давно “перезрело”). Все вышеперечисленные факты явно говорят о том, что МОЗ лоббируя интересы в первую очередь фармакологического рынка работает точно не в интересах украинских сельскохозяйственных производителей. В действиях чиновников данного ведомства в принципе нет ничего нового. В экономически развитых государствах в тех случаях, когда вопросами современного коноплеводства занимается ведомство, которое в первую очередь лоббирует интересы фармакологов наблюдается абсолютно аналогичная картина. Не смотря на тяжелую экономическую ситуацию в стране по-видимому уже пришло время поднимать вопрос о том, что международное право требует, чтобы вопросами коноплеводства занималась отдельная государственная структура, напрямую подчиняющаяся Кабинету министров Украины. И если в Украине нет политической воли либо финансовых ресурсов для формирования данной структуры (как это делается во всех странах, в которых коноплеводство развивается, а не деградирует), стоит поднимать вопрос о передаче под контроль всех сфер деятельности, связанных с культивированием, переработкой, а также реализацией технической конопли либо ее производных из МОЗ в ведение другого органа центральной власти, который не будет стремиться уничтожить “курицу, несущую золотые яйца”. Обращение профильной Ассоциации украинских коноплеводов направлены в профильные министерства, которые будут рассматривать проект постановления МОЗ и давать свои замечания и рекомендации. Предлагаем коноплеводам, которые не входят в состав Ассоциации “Украинская техническая конопля” поддержать инициативу профильной общественной организации национальных коноплеводов путем визирования своей поддержки в подписном листе к данному обращению, которое готовится для представления в Кабинет Министров Украины. |
|
|||||||||||||||||||||
|