Логин: Пароль: ?
 
Продукты питания Ткань, одежда, обувь, постельное белье, текстиль Строительные материалы Бумага, пластик, промтовары Биотопливо Продукция для сельского хозяйства, зоотовары Косметика, средства гигиены Медицинские товары и препараты, лекарства Иное

 

 

 

 

 

 

 

Новости/Аналитика

История коноплеводства Норвегии (часть 3)

24.11.2011

Необходимо отметить наличие различного рода льгот и преференций производителям и переработчикам конопляного сырья. Подобного рода отношение к коноплеводческой отрасли в стране ведет свою историю с семнадцатого века, когда датско-норвежские короли впервые своими указами обеспечили налоговые льготы представителям конопляных мануфактур. В частности, исторические документы свидетельствуют о том, что в 1607 году налоговые льготы производителям канатов и веревок были предоставлены в Бергене. В документах описывается, что подобного рода преференции уже ранее предоставлялись нескольким подобным предприятиям, расположенным на норвежском побережье. В Тронхейме, две местные мануфактуры получили королевскую привилегию производства веревки в 1637 году.

ХIХ век

Во время войны с Наполеоном порты Дании и Норвегии были заблокированы английским флотом. Конопляные караваны из Прибалтики не могли попасть в страну, поэтому торговцы из Тронхейма и Бергена направили своих торговых представителей в северном направлении, в сторону российского Архангельска для покупки «… зерновых, конопли, а также других жизненно важных для страны товаров».  

Значение конопли для экономики страны того периода демонстрирует случай с захватом норвежскими рыболовами британского судна, на борту которого был груз конопли. В 1809 году в порт Тронхейма норвежские рыболовы «привели задержанное» британское судно. Правительство издало указ, предписывающий конфисковать груз конопли для нужд военно-морского флота. Однако капитаны и команды рыболовецких траулеров, участвующих в захвате, отказались подчиниться требованию норвежского правительства. Апеллируя острой потребностью в конопляном сырье рыболовецкого и торгового флотов страны, они потребовали часть конфискованного отдать в их распоряжение. «Рыбакам» удалось договориться с правительственными чиновниками, поэтому согласно договору 27 тон конопляного сырья было направлено на нужды торгового флота, а весь оставшийся груз (вместе с судном) был конфискован в интересах военно-морского ведомства Норвегии.

Вполне естественно, что на фоне данного конфликта и предыдущих событий, обнаживших зависимость страны от экспортных поставок конопли, Королевское общество благосостояния (КОБ) Норвегии высказалось за необходимость увеличения площадей, предназначенных для культивирования данной сельскохозяйственной культуры. В поддержку КОБ выступила общественность Копенгагена, представители которой разрешили в муниципальных средствах массовой информации опубликовать книгу «Выращивание и переработка конопли».

Необходимое количество конопляного волокна по меркам того времени была огромно. Для оснастки небольшого парусного судна, необходимо было несколько километров различного вида крученых изделий. Вершиной норвежского парусного военно-морского искусства было создание фрегата Kong Sverre, на изготовление только якорного каната, которого понадобилось 4 тонны российской конопли. Демонстрируя мощь военно-морского флота Норвегии, в 1864 году якорный канат данного корабля 120 моряков фрегата пронесли по улицам Тёнсберга во главе с оркестром.  

В период с 1870 по 1874 гг. Норвегия импортировала более 18 000 тонн конопли и 1200 тонн канатов. Во время войн и различного рода кризисов, торговля коноплей часто прерывалась, поэтому норвежские торговцы делали значительные запасы конопляного сырья. Один только веревочный завод в Тёнсберге имел возможности для хранения 2000 тонн конопли.

ХХ век

Коноплю использовали преимущественно для изготовления веревок в интересах норвежского торгового и рыболовецкого флотов. Крученые изделия из конопляного сырья (канаты, веревки, такелаж) изготавливались на крупных мануфактурах вдоль всего норвежского побережья, став основой промышленного процветания целого ряда небольших приморских городков. Во многих населенных пунктах прибрежной Норвегии дороги и площади по-прежнему носят названия, созвучные с производством конопляных канатов или веревок. В дальнейшем вокруг данных мануфактур создавались цеха по производству или ремонту кораблей либо малотоннажных судов норвежского рыболовецкого флота.

Только в ХХ веке были созданы установки позволяющие механизировать процесс кручения конопляного волокна в канаты и веревки, с одновременным скручиванием такелажа в стандартной длины и формы изделия. До этого, для кручения канатов или веревок из конопли использовались сооружения, длиной соответствующей канату или в крайнем случае навесы под открытым небом. При неимении подобного рода производственных сооружений крученые изделия было не реально сделать требуемого качества, так как мокрые веревки не отвечали потребностям рыболовецкого, торгового и тем более военно-морского флотов того времени. Кроме того, с целью придания гибкости и устойчивости к внешнему воздействию пеньковые канаты должны были быть пропитаны специальными смолами. Для того чтобы пропитать крученые изделия смолой, в больших сосудах ее нагревали и «вымачивали» в ней изделия из конопли. В связи с этим, канатные заводы Норвегии зачастую были размещены за пределами городов, на пожаробезопасном удалении от жилых зданий и производственных сооружений.

Во время Первой мировой войны, норвежские торговцы были вынуждены возобновить старые поставки конопли по Северному морскому пути из Архангельска, поэтому в 1918 году, груз в 900 тонн конопли прибыл на северо-восточную окраину страны город Вардё, где местным властям не хватало помещений для ее хранения. В связи с этим часть груза перевезли в Хаммерфест находящийся западнее.

После окончания Первой мировой войны спрос на конопляные веревки заметно сократился. В период с 1920 по 1924 гг. количество импортируемого сырья составило половину объема, завозимого на территорию страны десятилетие назад. Однако в конце 1930-х годов вновь возник ажиотажный спрос на крученые изделия из конопляного волокна. Он был связан с подъемом китобойного промысла в Антарктике. Только конопляные канаты выдерживали арктические погодные условия. Кроме того, к гарпуну присоединялась длинная, тонкая веревка, которая должна была выдержать огромные нагрузки вырывающегося кита – альтернативы конопляным веревкам не существовало. Пик импорта конопляного сырья достиг нового максимума в период 1930-35 гг. и составил почти 20 000 тон конопли, в то время как экспорт конопляных веревок не превышал 3000 тон.

С переходом флотов всех типов с парусников на суда современных конструкций, спрос на конопляный такелаж был фактически сведен к нулю. Несмотря на небольшой рост потребления конопляных волокон во время Второй мировой войны, к концу 50-х годов посевов конопли в стране фактически не осталось. С принятием международных конвенций ограничивающих культивирование конопли во всем мире, в Норвегии выращивание растения было криминализовано, хотя продажа и употребление семян в пищу никогда не было запрещено.

В 90-е годы культивирование конопли было разрешено в ряде стран, граничащих с Норвегией и являющихся членами Евросоюза. Однако побочным эффектом предыдущих десятилетий борьбы с культивированием конопли в стране стало то, что любые предложения представителей научных кругов и частных сельхозпроизводителей реанимировать конопляную отрасль Норвегии под различными предлогами отклонялись правительственными чиновниками.

ХХI век

Летом 2001 года несколько фермеров графства Вестфолл спровоцировали серьезную общественную дискуссию, специально засеяв 3000 га технической конопли. В ходе судебных разбирательств фермеры апеллировали к директивам Евросоюза, предписывающим всем государствам членам Европейской экономической зоны поощрять культивирование технической конопли на территории своих стран. Министр сельского хозяйства Норвегии пообещал разобраться в сложившейся ситуации и отменить искусственно созданные барьеры, не позволяющие культивировать на территории страны самую высокорентабельную сельскохозяйственную культуру. Несколько недель спустя Министерство сельского хозяйства Норвегии выступило с докладом по данному вопросу и объявило, что основной причиной возникающих конфликтных ситуаций в сфере промышленного коноплеводства страны является отсутствие законодательного разграничения понятий технической и медицинской конопли. Министерство пообещало помочь фермерам в решении данной проблемы и разработать систему лицензирования, которая с одной стороны способна будет дать возможность сельхозпроизводителям заниматься культивированием технической конопли, с другой позволит государству контролировать процесс и не допустить использование промышленных посевов в интересах наркорынка. Однако, благие намерения Министерства сельского хозяйства на данный момент так и не нашли своего документального отображения. Норвегия и по сегодняшний день остается единственной страной Европейской экономической зоны, правительство которой не создало нормативную базу, разрешающую законно культивировать промышленные посевы технической конопли.

Источник: 
Автор: 
Александр Игнатюк
Потенциал национального рынка каннабиноидных косметических препаратов
17.01.2024

В Украине потребитель готов для выведения на рынок линейки национальной профессиональной CBD косметической продукции

Объявления
Все объявления »
 
 

facebook

telegram

twitter