|
|||||||||||||||||||||||
|
Новости/АналитикаБлагие намерения регулятора настораживают21.04.2011
ГСКН Украины станет еще одним правоохранительным органом с правами вести оперативно-розыскную деятельность и расследовать уголовные дела
13 апреля 2011 года вступил в силу Указ Президента Украины № 457, которым создана Государственная служба Украины по контролю за наркотиками (далее ГСКН), как центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Согласно Указу, ГСКН является правопреемником двух ведомств - Государственного комитета Украины по вопросам контроля за наркотиками и Государственной службы Украины по лекарственным препаратам и контроля за наркотиками (в части оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения и производстве лекарственных средств и лицензирования хозяйственной деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения и производстве лекарственных средств). Сосредоточение в одном ведомстве функций относительно всех аспектов наркополитики государства с точки зрения возможности оперативного реагирования на ее негативы является, безусловно, фактором положительным. Указом утверждено Положение о ГСКН, согласно которому новосозданный орган является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в сфере формирования и обеспечения реализации государственной политики по вопросам оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, противодействия их незаконному обороту, а также координации деятельности органов исполнительной власти по этим вопросам. Другими словами - это главный орган, на который возложено формирование и обеспечение наркополитики государства. Положением определены основные задачи ГСКН: - формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту в пределах предоставленных полномочий; - осуществление государственного регулирования и контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и мер по противодействию их незаконному обороту; - координация деятельности органов исполнительной власти в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и противодействия их незаконному обороту; - обеспечение в соответствии с международными договорами взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров и противодействия их незаконному обороту, а также представление интересов Украины в этой сфере в международных организациях. В соответствии с возложенными задачами, Положением определены также функции и полномочия новосозданного органа. В целом изложенная редакция Положения создает впечатление, что власть в Украине настроена на позитивные изменения действующей наркополитики государства, направленные на противодействие распространению наркомании и сопутствующих негативных факторов. Положением предусмотрен ряд функций ГСКН, которые могли бы способствовать улучшению наркоситуации в государстве путем прогнозирования ее развития, взаимодействия с СМИ и общественностью, сотрудничества с неправительственными организациями иностранных государств и международными организациями. Реализация норм Положения, на первый взгляд, открывает возможности для улучшения действующей наркополитики, в частности, путем декриминализации действий, связанных с личным употреблением наркотиков, и создание неблагоприятных условий для наркобизнеса. Но в ходе ознакомления с содержанием Указа вполне понятен факт очередного введения в заблуждение относительно перспектив эффективности работы ГСКН. По смыслу пункта 3 Указа, Кабмину поручено подать проект Закона Украины о ГСКН, которым созданному органу, кроме формирования и обеспечения реализации государственной политики по вопросам оборота наркотических средств, противодействия их незаконному обороту и координации деятельности органов, осуществляющих такое противодействие, предусмотреть следующие неприсущие таком органу задачи: - проведение в соответствии с законодательством Украины оперативно-розыскных мероприятий с целью выявления признаков преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, легализации (отмывания) доходов, полученных от преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом, и лиц, совершивших такие преступления; - выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие, дознание и досудебное следствие по делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, легализации (отмывания) доходов, полученных от преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; - производство по делам об административных правонарушениях в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Эта норма Указа изначально делает невозможной реализацию Положения, утвержденного этим же Указом, противоречит действующему законодательству, приводит к несоответствию задач, определенных этой нормой, основному назначению центрального органа исполнительной власти, на который возложено формирование и обеспечение наркополитики государства, его функциям, полномочиям и правам, определенным Положением. В случае закрепления на законодательном уровне за ГСКН вышеуказанных задач, новообразованный орган должен трансформироваться еще в правоохранительный. То есть, он должен формировать и обеспечивать реализацию наркополитики и одновременно быть субъектом оперативно-розыскной деятельности, органом дознания и следствия. Такая совокупность полномочий при условии оценки деятельности по статистическим показателям неминуемо приведет к системным злоупотреблениям и нарушениям прав человека... Полный текст статьи можно прочитать здесь. Источник: Источник фото: |
|
|||||||||||||||||||||
|