|
|||||||||||||||||||||||
|
Новости/АналитикаКонопляная вышивка как элемент национальной самобытности31.01.2011
Про дворовое ткацкое производство, в том числе и домашнее ремесленническое крестьянское ткачество, упоминается в архивных источниках XIV - XVI веков. В средневековье на территории Украины действовала целая сеть цеховых организаций ткачей. В XVII – XVIII веках в Украине уже существовали большие суконные мануфактуры. Несмотря на это, домашнее ткачество было широко распространено среди украинских крестьян еще в начале XX века.
Фактура Ткань нательной и верхней одежды, на которой вышивали узоры, на протяжении многих веков была домотканой. Ее делали вручную из лубяных растений - конопли, реже - льна. Конопляные полотна разделяли на 2 вида – "посконное" и "матерчатое". Первое изготовлялось из мужских стеблей конопли (поскони) – оно тоньше и качественнее, второе – из женских (матерка) – грубее, а значит, низшего сорта. В зависимости от сорта ниток, взятых за основу, и отделки, различалось около двадцати видов полотен. Количество прядей в основании определяло плотность полотна и давало ему название. Чем тоньше нитки, тем больше прядей из них умещалось на ширину ткацкого станка. Девять пасем – "девятка" - самое толстое полотно. В Украине хорошо отбеленные "десятку" - "тринадцатку"использовали на женские рубахи и мужские штаны. Из "четырнадцатки" шили повседневные рубахи. "Пятнадцатки" и "шестнадцатки" шли на изготовление праздничной одежды.
Цвет Конопляные полотна отличались не только толщиной ниток и способом их переплетения, но и общей цветовой гаммой. Природный (неотбеленный) цвет полотна из конопляной пряжи имеет зеленовато-серый оттенок, который сохраняется на неотбеленных полотнах. В отдельных случаях нитки красили в домашних условиях. Подкрашенная в растворимой саже нить получала сизо–голубой оттенок и использовалась во время соединения вставок и рукавов рубах, отдельных частей салфеток и скатертей. В соломенный цвет нить подкрашивали путем запекания в тесте, пересыпавши перед этим солью хромовой кислоты желтоватого цвета. С целью придания нити блеска и упругости их восковали - "протягивали через воск". Техника Подкрашенная нить в дубовой коре, являлась основой вышивки техникой гладь. Вышивка неотбеленными (с зеленоватым оттенком) конопляными нитками была наиболее распространенной на территории Украины. Ними украшали разные части рубах, подрубали подолы мужских и женских сорочек, вышивали орнаментальные полоски вокруг подолов. Такие нитки использовали в следующих техниках вышивки: счетная гладь, выкалывание, вырезание, куриный брод, сетка, сшивание сеточкой, плетенки, штаповка и т.д.
Появление в 1930-х хлопковых разноцветных ниток и бумажных образцов узоров для вышивания постепенно вытеснило оригинальные крестьянские орнаменты и заменило универсальным крестиком более сотни самобытных швов (крестик позволял вводить каждый новый цвет, не изменив одновременно заданной композиции рисунка, усиливал общее звучание орнамента). Источник фото: |
|
|||||||||||||||||||||
|