Логин: Пароль: ?
 
Продукты питания Ткань, одежда, обувь, постельное белье, текстиль Строительные материалы Бумага, пластик, промтовары Биотопливо Продукция для сельского хозяйства, зоотовары Косметика, средства гигиены Медицинские товары и препараты, лекарства Иное

 

Наши партнеры:

 

 

Новости/Аналитика

В ЕС выпустили коноплю на поля. Очередь - за нами.

23.12.2014

В "Голосе Украины" (№ 227 за 25 ноября с.г.) появилась публикация об упадке одной из самых прибыльных отраслей сельского хозяйства - промышленного коноплеводства. В редакцию поступили отзывы ученых, экономистов, промышленников, фермеров, экологов, фармакологов и других специалистов по затронутым проблемам. Учитывая широкий резонанс, парламентская газета продолжает обсуждать актуальную тему.

В большинстве зарубежных стран работа сельскохозяйственных предпринимателей в сфере промышленного коноплеводства регламентируется одним или несколькими нормативно-правовыми актами. Например, Постановлениями Совета Европейского Союза 2000 и 2002 гг. или соответствующим законом в Канаде.

В отличие от законодательства экономически развитых стран, современная нормативно-правовая база Украины является сложной, запутанной, а в отдельных случаях настолько противоречивой, что делает указанную отрасль сельского хозяйства Украины чрезвычайно уязвимой. В частности, от наличия профессиональных знаний государственных служащих или сотрудников правоохранительных органов, которые в соответствии со своими функциональными обязанностями сталкиваются с вопросами, связанными с культивированием безнаркотической конопли.

Положения, касающиеся деятельности национальной конопляной отрасли "разбросаны" между десятками нормативно-правовых актов. Ключевые тезисы, обеспечивающие деятельность сельскохозяйственных предприятий в сфере национального коноплеводства закреплены не только в соответствующих кодексах, законах, постановлениях или распоряжениях Кабинета Министров Украины, но и в приказах и инструкциях Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения, Государственной санитарно-эпидемиологической службы, Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками и т.д.

Впрочем, даже не сложности с правоприменением соответствующих норм действующего законодательства мешали существованию отрасли в последнее десятилетие. Самая главная причина упадка - чрезмерный государственный контроль субъектов хозяйствования - от культивирования технической конопли, переработки до продажи готовой продукции. Государство создало такое количество административных барьеров, что "выбросило" коноплеводство за пределы рентабельности и поставило отрасль на грань выживания.

Например, до 2012 года наша страна была единственным в мире государством, которое обязывало каждого субъекта хозяйствования охранять посевы безнаркотической конопли. И что важно - военизированную охрану могла осуществлять исключительно одна государственная структура! Она и использовала свое монопольное положение и ежегодно в несколько раз увеличивала стоимость услуг, которые нею предоставлялись. Доходило до абсурда: стоимость охраны растения, которое не несло никакой общественной опасности, составляла почти 80 процентов себестоимости выращенного урожая! Учитывая эти непомерные затраты, конопляное сырье, выращенное на Украине, не могло конкурировать не только на международном, но и на внутреннем рынке.

Одним из еще более одиозных административных барьеров, которые были прописаны в приказах одного из центральных органов исполнительной власти, было требование к субъектам хозяйствования размещать посевы на определенном расстоянии от населенных пунктов, границы, дорог, лесов и др. Фактически 80 процентов сельскохозяйственных угодий в Украине не выдерживали указанных в приказе требований. Результат - создавались коррупционные предпосылки, которыми "охотно" пользовались сотрудники правоохранительных и контролирующих органов на местах.

Катастрофическое положение национального коноплеводства обусловило создание в конце 2011 года профильной ассоциации. Новая организация определила в своем уставе самую главную задачу - устранение препятствий для развития коноплеводства и уменьшение вмешательства государства в деятельность ее членов. Начиная с 2012 года, система нормативно - правовых актов, регламентирующих деятельность сельскохозяйственных производителей в сфере национального коноплеводства, постоянно меняется в направлении облегчения ведения хозяйственной деятельности, связанной с культивирования, переработкой и продажей продукции из технической конопли.

По инициативе ассоциации в течение 2012 - 2013 гг. были лоббированы внесения изменений в постановления и указы Кабинета Министров Украины, ведомственные приказы и инструкции. Это позволило закрепить на уровне государственных нормативно-правовых актов постулат о том, что Украина должна создавать условия для "содействия деятельности субъектов хозяйствования по производству конопли с низким содержанием тетрагидроканнабинола или конопли, не содержащие такого вещества". Отмена обязательного требования по охране полей значительно уменьшила себестоимость культивирования промышленных посевов технической конопли. Нам удалось также добиться отмены требования об обязательности соблюдения субъектами хозяйствования расстояний до дорог, населенных пунктов, границы, лесов и т.д., а также уменьшить количество документов, предоставляемых государственным учреждениям для получения официального разрешения на культивирование наркосодержащих растений.

В течение 2014 г. усилия ассоциации в сфере улучшения нормативно-правового функционирования отрасли коноплеводства были направлены на недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных для коноплеводов регуляторных актов. В частности, удалось противодействовать внесению изменений в Закон Украины "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах", согласно которым предполагалось культивирование наркотических растений, в том числе технической конопли, исключительно предприятиями государственной формы собственности. Заблокировано инициативу одной из государственных структур внести изменения в "Порядок организации и осуществления отбора образцов для контроля за культивированием технической конопли", согласно которым создавалась почва для коррупционных проявлений со стороны контролирующих украинское коноплеводство государственных учреждений и правоохранительных органов.

Положительные тенденции упрощения функционирования конопляной отрасли нашли свое отражение в инициативе правительства по гармонизации национального законодательства с нормативно-правовыми актами Европейского Союза. Сейчас ассоциация "Украинская техническая конопля" работает над предложениями к изменениям в Налоговый кодекс, в соответствующие постановления Кабинета Министров Украины, приказы и инструкции отдельных министерств и ведомств с целью усовершенствования национального законодательства.

Надеемся, что уже через несколько лет промышленное выращивание технической конопли будет законодательно урегулировано в соответствии с нормативно-правовыми нормами стран ЕС. Сбудутся мечты отечественных ученых, сельхозпроизводителей, переработчиков: государство будет рассматривать культивирование безнаркотической конопли исключительно как выращивание обычной сельскохозяйственной культуры.

Впоследствии наступит очередь формировать нормативно-правовую базу, необходимую для использования целебных свойств конопли в медицинской и фармакологической отраслях.

Однако это уже будет потом.

Факт: в 2014 году в Украине техническая конопля выращивания на площади 979 гектаров. Во Франции - на 11 тысячах, в Канаде - на 36 тысячах, в Китае - на 60 тысяч гектар.

Источник: 
Автор: 
Александр Игнатюк для "Голоса Украины"
Объявления
Все объявления »
 
 

facebook

telegram

twitter